ФОНД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ "СОДЕЙСТВИЕ"
  • Фонд развития социальной сферы "Содействие". Дата регистрации 30.11.2017 г., ОГРН 1173850043806, ИНН/КПП 3801144338/380101001, ОКПО 20371394, ОКТМО 25703000, ОКОГУ 4210014, ОКФС 16, ОКОПФ 70400.
    Расчетный счет: 40703810318350000695, БИК: 042520607, Корреспондентский счет: 30101810900000000607. Наименование банка: БАЙКАЛЬСКИЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
  • Иркутская область, Ангарск, квартал 73-й, дом 2, помещение 22, офис 5
  • Мы работаем ежедневно с 10:00 до 17:00 час., без перерыва на обед. Выходные дни: суббота, воскресенье.
  • Линия по работе с клиентами - 8 (3955) 53-00-33 . Директор - 8 (3955) 64-22-77. Главный бухгалтер - 8 (3955) 53-00-33. Социальная служба - 8 (3955) 64-00-55.
  • 8 (3955) 53-00-33
  • fs905599@mail.ru
Поиск
Главная страница / Новости / 2020 / Моя квартира

20 мая 2020

Моя квартира

«Тренировочная квартира» как способ ресоциализации несовершеннолетних осужденных

 

(Е. В. Иванов - директор Фонда развития социальной сферы «Содействие»)

 

В ФКУ «Ангарская воспитательная колония ГУФСИН России по Иркутской области» ежегодно отбывают наказание от 50 до 100 воспитанников.Более 50 % из них осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления.

В основном, это дети-сироты либо дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывавшиеся в государственных социальных учреждениях.

Однако изоляция подростка не должна означать для него полный отрыв от социума, необходимо взаимодействие с социальной средой в различных направлениях.

С одной стороны, в воспитательной колонии существует своя социосистема, имеющая структуру, традиции, правила. С другой стороны, подросток должен иметь право на различные варианты взаимодействия и с внешней социальной средой, включаться в общесоциальные процессы.

При этом он должен быть полноправным субъектом этих отношений, активно вступающим во взаимодействие с социумом на всех уровнях.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации. У них недостаточно сформированы навыки самостоятельного проживания, ведения хозяйства, понимания алгоритма трудоустройства, выстраивания отношений в обществе, полностью отсутствует либо утрачен опыт проживания с кровной семьей.

Для того чтобы стать полноправным членом общества, способным диалогично и безопасно взаимодействовать с окружающими и сохранять свою индивидуальность, подросток должен пройти процесс ресоциализации.

Главная идея, заложенная в процессе ресоциализации, заключается в восстановлении социальной адекватности подростка, выведении его на тот уровень развития, который позволит ему стать полноправным членом общества, способным диалогично и безопасно взаимодействовать с окружающими и сохранять свою индивидуальность. 

С целью решить вопросы ресоциализации воспитанников и их адаптации к самостоятельной жизни Фондом развития социальной сферы «Содействие» и средней общеобразовательной школой ГУФСИН России по Иркутской области был разработан проект «Мой первый дом. Старт в будущее».

Данный проект предполагает приобретение несовершеннолетними осужденными социального опыта посредством самоорганизации жизнедеятельности в условиях самостоятельного проживания в «тренировочной квартире».

Технология «тренировочная квартира» с целью ресоциализации воспитанников воспитательной колонии и их адаптации к самостоятельной независимой жизни в социуме в уголовно-исполнительной системеРоссийской Федерации при работе с осужденными применяется впервые, аналогов не имеет. 

В  2019 году проект стал победителем Фонда Президентских грантов.

Проектом предусматривается:

1.    Постепенное усложнение предъявляемых воспитанникам требований и задач в сфере практической деятельности.

2.     Постепенное расширение зон самостоятельности и ответственности воспитанника на фоне того, что контроль со стороны воспитателя, тьютора постепенно снижается, а уровень ответственности воспитанника увеличивается.

3.     Признание того, что воспитанник является активным участником деятельности на всех этапах работы.

4.     Индивидуализация проживания, при которой каждый воспитанник имеет право выбора содержания подготовки к самостоятельному проживанию.

Работа проводится в тесном контакте с объектами социальной инфраструктуры (почтой, банком, паспортным столом, органами опеки и попечительства, общественными организациями).

Оборудована квартира в помещении реабилитационного центра Ангарской воспитательной колонии. Это жилое помещение с отдельным входом, санитарно-гигиеническим блоком, кухней, спальней, местами для отдыха и занятий, в соответствии с санитарными правилами. Квартира оборудована всеми необходимыми предметами быта для обеспечения возможности самостоятельного проживания (мебелью, инвентарем и т.д.).

В основе работы с несовершеннолетними осужденными заложены «Программы сопровождаемого проживания», которые разрабатываются в соответствии с потребностями для 3-х категорий несовершеннолетних осужденных:

- дети с ограниченными возможностями здоровья;

- дети-сироты;

- дети из социально неблагополучных семей.

Программы являются базой для составления индивидуальных планов.

«Тренировочная квартира» играет роль своеобразного социального адаптера: с одной стороны она изменяет социальные условия, а с другой – формирует у несовершеннолетнего качества, необходимые для социальной адаптации, что позволяет  подготовить его к самостоятельной жизни (научить планировать бюджет, вести домашнее хозяйство, самостоятельно планировать день). Тем самым, у несовершеннолетних осужденных актуализируются имеющиеся бытовые и социальные навыки, формируется активная, деятельная и ответственная позиция по отношению к собственной жизни (субъективная позиция). 

В рамках проекта в едином развивающем пространстве и социокультурной среде с подростками взаимодействуют тьюторы, учителя, воспитатели, психологи, педагоги дополнительного образования, медицинские работники.

Содержание совместной работы ориентировано на изменение окружения несовершеннолетнего осужденного. Этот подход предусматривает организацию работы по воспитанию и ресоциализации личности, как на личностном, так и на средовом уровнях (микросреда социальной квартиры).

Для преодоления дезадаптации подростку необходим внутренний ресурс, который ему помогает найти тьютор. Наиболее продуктивным в плане развития личности является взаимодействие в форме сотрудничества, которое предполагает совместное определение целей деятельности, планирование, распределение сил по оказанию поддержки и т.д. 

Воспитательное воздействие основывается на формировании объективной самооценки путем предоставления ребенку возможности проявить себя и постепенном включении его в самостоятельную жизнь при соблюдении следующих правил:

- четкая организация жизни;

- поэтапный контроль за выполнением задания с обязательной оценкой;

- осознание цели и отдаленных значимых перспектив;

- стимулирование и поощрение;

- развитие познавательного интереса.

Идея проекта заключается также в возможности присутствияреферентного взрослого в жизни воспитанника колонии, получение последним знаний и умений через трансляцию более успешного опыта жизнеустройства, переход от позиции «воспитание» к позиции «сотрудничество».

Реализация проекта осуществляется в двух основных направлениях:

- сопровождение освобождающегося наставником-волонтером;

- организация временного проживания освобождающегося в «тренировочной квартире» и формирование навыков самостоятельного проживания.

При работе с наставником у несовершеннолетнего осужденного появляется мотивация к сотрудничеству, и обучение навыкам проходит как обмен опытом, что наиболее эффективно в работе с осужденными, готовящимися к освобождению. Положительный эффект оказывает и формирование представления о значимости личных проблем ребенка и небезразличном отношении к ним взрослых.

Для участия в проекте отбираются воспитанники Ангарской воспитательной колонии, которые приняли нормы послушного поведения, бесконфликтного и конструктивного общения.

Основанием для проживания в «тренировочной квартире» является личное желание воспитанника, выраженное в письменной форме, и наличие индивидуального плана проживания.

Подбор воспитанников для совместного проживания в тренировочной квартире может осуществляться по желанию воспитанников, по степени их психологической совместимости, по сходству индивидуальных планов проживания.   Подбор воспитанников для совместного проживания на пробный период (до 5 дней) осуществляется руководителем проекта.

Сроки и порядок проживания воспитанников в «тренировочной квартире» определяются в индивидуальном порядке и фиксируются в индивидуальном плане проживания. 

Воспитанники, проживающие в «тренировочной квартире», самостоятельно получают продукты питания, моющие средства и т.д. Воспитанники готовят себе завтрак, обед и ужин, выполняют учебные домашние занятия, планируют и организуют проведение досуга, соблюдают чистоту в квартире, осуществляют уход за одеждой и обувью, посещают объекты социальной инфраструктуры, заполняют дневник проживания.

Совместно с воспитателем, тьютором в соответствии с индивидуальными планами воспитанники распределяют материальные и временные ресурсы, составляют планы на день, проводят анализ прожитого дня и вносят необходимые коррективы в план следующего дня.

Воспитанники должны соблюдать правила внутреннего распорядка и самостоятельно следить за выполнением установленного режима дня.

Проживание воспитанника в «тренировочной квартире» может быть прекращено по его инициативе, выраженной в письменной форме, или в случае несоблюдения им правил внутреннего распорядка и режима дня.

По итогам проживания, учитывая результаты мониторинга индивидуальных достижений воспитанника, принимается решение об уровне готовности воспитанника к самостоятельному проживанию.

Одновременно в «тренировочной квартире» могут проживать не более трех человек. Реализация проект рассчитана на 18 месяцев.Количество воспитанников колонии, которые пройдут подготовку к освобождению с самостоятельным проживанием в «тренировочной квартире» - не менее 18.

Результатом реализации проекта станут подготовленные к самостоятельной жизни несовершеннолетние осужденные, которые смогут осваивать новые полезные профессии, создавать благополучные семьи.

 

За 9 месяцев реализации проекта в Школе подготовки к освобождению прошли обучение более 90 осужденных. В рамках проекта «Мой первый дом. Старт в будущее» с проживанием в «тренировочной квартире», обучение прошли 12 осужденных. Все 12 человек освободились условно досрочно и убыли домой по месту жительства.

 

Считаем технологию «тренировочной квартиры» перспективной для организации работы с несовершеннолетними осужденными, имеющей положительного потенциал, который позволитгуманизировать систему воспитания и исправления лиц, преступивших закон.

В случае успеха данный опыт проект будет обобщен и распространен в воспитательных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Новости
13.04.2024

Встреча с заместителем начальника ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области Иваном Валентиновичем Приваловым

Директор фонда "Содействие" Евгений Владимирович Иванов встретился с заместителем начальника ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области Иваном Валентиновичем Приваловым, чтобы обсудить организацию совместной деятельности в области пробации осужденных.
30.03.2024

Завершился Региональный этап конкурса профессионального мастерства «Профессионалы»

Вот и завершился Региональный этап конкурса профессионального мастерства «Профессионалы». Испытания закончены. Итоги подведены.
20.03.2024

Директор фонда "Содействие" посетил исправительные учреждения ГУФСИН России по Иркутской области

Сегодня директор фонда "Содействие" Евгений Иванов посетил исправительные учреждения ГУФСИН России по Иркутской области. Главная цель визита была связана с укреплением взаимодействия между учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы, и Центром пробации, созданным на базе нашего фонда.
19.03.2024

В Иркутской области открыт первый Центр пробации

12 марта в Ангарске открылся первый Центр пробации в регионе. Центр создан на базе фонда «Содействие» и предназначен для оказания помощи лицам, которые подлежат пробации.
19.03.2024

Фонд "Содействие" приглашает всех инвалидов для трудоустройства

Фонд "Содействие" приглашает всех инвалидов для трудоустройства. Мы создаем равные возможности для будущей занятости инвалидов, стремясь обеспечить инклюзивное и доброжелательное рабочее окружение.

Архив новостей

Контакты

Фонд развития социальной сферы "Содействие". Дата регистрации 30.11.2017 г., ОГРН 1173850043806, ИНН/КПП 3801144338/380101001, ОКПО 20371394, ОКТМО 25703000, ОКОГУ 4210014, ОКФС 16, ОКОПФ 70400.
Расчетный счет: 40703810318350000695, БИК: 042520607, Корреспондентский счет: 30101810900000000607. Наименование банка: БАЙКАЛЬСКИЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК

  • Иркутская область, Ангарск, квартал 73-й, дом 2, помещение 22, офис 5
  • Мы работаем ежедневно с 10:00 до 17:00 час., без перерыва на обед. Выходные дни: суббота, воскресенье.
  • Линия по работе с клиентами - 8 (3955) 53-00-33 . Директор - 8 (3955) 64-22-77. Главный бухгалтер - 8 (3955) 53-00-33. Социальная служба - 8 (3955) 64-00-55.
  • 8 (3955) 53-00-33
  • fs905599@mail.ru


Связаться с разработчиком сайта